Советы дефектолога
Вы спрашивали - мы отвечаем
Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к логопеду примерно в год.
Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причем много и активно — в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.
Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — не ждите пока «сам заговорит», лучше обратиться к логопеду, чтобы исключить серьёзные речевые нарушения.
Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» — это может быть не «баловство», а речевое нарушение.
Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию), т.е. искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков «предшественниками» в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.
Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с чтением и письмом – после второй учебной четверти сходите к логопеду: возможно, у ребенка логопедические или психологические проблемы.
Если у ребенка после какой-либо травмы (падение, ушиб, «лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с речью или письмом — запинки, пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… — проверьтесь не только у логопеда, но и у невролога.
В целом, в логопедии действует правило:
чем раньше начать, тем меньше проблем будет в будущем!